Как проверить автомобиль перед покупкой?
20.06.2023
Покупка подержанной машины — не лотерея. Осмотрев несколько десятков автомобилей, выставленных на продажу, всегда можно найти компромиссный вариант. Важно, чтобы автомобиль находился в исправном техническом состоянии и не стал причиной появления проблем при регистрации и последующей продаже. Все, что для этого нужно, — тщательно проверить б/у авто перед покупкой. Ниже мы расскажем, на что обратить пристальное внимание.
Проверка документов
Приступать к проверке состояния автомобиля имеет смысл только после изучения документов. Хозяин авто должен предоставить свой паспорт / вид на жительство, паспорт транспортного средства (ПТС) и свидетельство о его регистрации (СТС).
Чтобы убедиться в том, что продавец является владельцем машины, нужно проверить, что его ФИО указаны в СТС и ПТС.
Особое внимание следует уделить:
- ПТС. Он должен быть оригинальным, если у машины было до четырех владельцев. Если их было больше, то может быть предоставлен дубликат паспорта транспортного средства. В этом случае причина его выдачи должна быть указана в отдельной графе. Не рекомендуется приобретать авто с дубликатом ПТС, выданным по причине утраты оригинала: могут быть проблемы с постановкой на учет и по техническому состоянию машины;
- VIN-код и номер двигателя. Все эти данные должны совпадать с указанными в ПТС. Корректировки допустимы только в тех случаях, когда они заверены печатью инспектора ГАИ.
Техническое состояние автомобиля
Минимальный набор для самостоятельной проверки автомобиля включает толщиномер и фонарик. Толщиномер позволит выявить окрашенные участки кузова, а фонарик полезен для подсветки подкапотного пространства и днища автомобиля.
Договариваться на проверку с хозяином машины нужно на светлое время суток: если не получается в будние, то лучше перенести осмотр на выходные. Желательно воспользоваться помощью друга, который разбирается в устройстве авто и ранее имел опыт покупки подержанных машин. Если позволяют средства — воспользоваться услугами автоподборщиков.
Кузов
Внешне автомобиль может выглядеть как новый, но на деле — восстановленный после серьезного ДТП. Это значит, что любая повторная авария приведет к непредсказуемым последствиям.
На что обращать внимание:
- равномерность окраса. При естественном освещении окрашенные части будут отличаться от родного покрытия оттенком и менее гладкой поверхностью;
- толщина лакокрасочного покрытия. С помощью толщиномера можно определить участки кузова, которые подвергались ремонту. Небольшие разбежки по толщине свидетельствуют о косметическом подкрашивании;
- величина зазоров. Зазоры между элементами кузова должны быть равномерными и симметричными. Необходимо учитывать особенности модели: для каждого авто нормой считаются зазоры определенной величины;
- состояние болтов. Детали кузова крепятся на болты. Их гладкая поверхность, заводской окрас и отсутствие задиров — признак того, что кузов находится в первоначальном исполнении;
- сварочные швы. Если машина сварена из нескольких частей, то можно обнаружить шов у стоек на арках задних дверей.
Отдельное внимание — на следы коррозии. Их легко заметить на внутренней части крыльев, в багажнике и под днищем.
Стекла
Все стекла на автомобиле имеют свою маркировку, включающую наименование производителя и год выпуска. Важно, чтобы стекла были оригинальными, а дата их производства — не позднее даты выпуска автомобиля. Часто из-за появления трещин от камней меняется ветровое стекло. Если оно было заменено, стоит уточнить причину и пристальнее осмотреть переднюю часть кузова.
Фары
Фонари, фары, поворотники и стоп-сигналы должны иметь целый корпус без трещин и следов запотевания. Все лампочки должны быть исправными, а зазоры между элементами светотехники и кузовом — одинаковыми и ровными.
Шины
Покрышки на одной оси должны быть одинаковыми. Идеальный вариант, когда все четыре шины одной модели, имеют равномерный износ и соответствуют сезону.
Подкапотное пространство
Под капотом необходимо осмотреть состояние кузова и двигателя. Интерес представляют лонжероны и полки крыла. Они не должны иметь заломов, сильных следов коррозии, сварочных швов. Последнее свидетельствует о серьезном ДТП — такой автомобиль покупать не рекомендуется. О ремонте может свидетельствовать слой герметика, неравномерно нанесенный на стыки деталей кузова.
Подкапотное пространство должно быть чистым, но не вымытым — со следами естественного износа. Идеальная чистота обычно является признаком намеренного сокрытия подтеков масла. На этом же этапе необходимо проверить уровень масла и его внешний вид: черный цвет и наличие твердых частиц в нем свидетельствует о несвоевременной замене масла и сильном износе мотора.
Салон
Внутри автомобиля в первую очередь нужно уделить внимание состоянию оплетки руля, накладок на педали, обивки сидений, кнопок и рычага коробки переключения передач. Их степень износа можно сопоставить с пробегом. В местах установки подушек безопасности следует осмотреть зазоры: о сработавшей ранее системе безопасности говорят неравномерные зазоры в обшивке и следы разрыва панелей.
На следующем этапе нужно завести двигатель и проверить работу всех систем. На приборной панели не должны светиться красные и желтые индикаторы, означающие неисправность узлов и систем. Двигатель должен работать ровно, без посторонних шумов, печка и кондиционер — обеспечивать заданный температурный режим.
Запустив двигатель, необходимо выйти из авто и обратить внимание на выхлопные газы. Черный, белый или синий дым, необычный запах — все это обусловлено проблемами с мотором.
Чтобы полноценно проверить машину при покупке с рук, обязательно нужно пройти этап тест-драйва. Так можно определить состояние двигателя, коробки передач и подвески. Все должно работать четко и без посторонних звуков, а проезд по трамвайным путям или лежачему полицейскому — не сопровождаться стуками и раскачиванием автомобиля.
Желательно спланировать маршрут при тест-драйве таким образом, чтобы можно было заехать на эстакаду. Осветив днище с помощью фонарика, необходимо осмотреть кузов на предмет коррозии и ремонта.
Диагностика на СТО
Продавец, уверенный в качестве своего авто, обычно не против проверки на СТО. Но при одном условии: за счет покупателя. Поэтому к такому осмотру нужно подходить на финишном этапе.
На СТО следует проверить:
- двигатель. Измерить уровень компрессии в каждом цилиндре;
- ходовую часть. Оценить состояние амортизаторов, ступичных подшипников, тормозной системы, рулевого управления;
- технические жидкости. По состоянию масел, топлива, охлаждающей и тормозной жидкости сделать выводы о качестве обслуживания;
- электронные системы. С помощью компьютерной диагностики проверить тормозную, салонную, системы управления ДВС и другое электронное оборудование.
Желательно обращаться в специализированные автосервисы, обслуживающие автомобили конкретной марки. С их помощью можно установить износ важных узлов и деталей, узнать реальный пробег и размер последующих вложений на ремонт. Еще одно преимущество диагностики на СТО — появление маневра для аргументированного торга.
По каким базам можно проверить автомобиль?
В интернете доступно множество баз, в которых содержится полная или частичная информация об автомобилях. В первом случае отчет от сервисов будет платным, во втором — бесплатным. Какую именно базу выбрать, зависит от страны, из которой машина ввезена:
- из Беларуси. На сайте МВД можно узнать, находится ли авто в угоне. Больше данных можно получить у официального дилера. При этом нужно учитывать, что порядочный продавец, своевременно обслуживающий авто, может предоставить сервисную книжку и другие данные по техобслуживанию по первому запросу;
- из России. В сети множество сервисов для проверки по VIN и госномеру. Самые популярные — Автотека и Автокод. Проверить машину на чистоту перед покупкой также можно на официальных сайтах ГИБДД (на угон и участие в ДТП), Реестра уведомлений о залоге движимого имущества (на нахождение в залоге) и ФТС РФ (на дату таможенного оформления);
- из Европы, США и Канады. Самый популярный сервис для проверки европейских и американских автомобилей carfax.eu.
Если интересующая машина найдена на автопортале Mogo, то можно быть уверенным: она прошла полную проверку перед приемкой — юридическая чистота автомобиля гарантируется лизинговой компанией. Такое авто можно купить за полную цену или в лизинг.
Заключение
Только комплексный подход при проверке автомобиля может гарантировать, что впоследствии с ним не будет никаких проблем. Для экономии времени рекомендуется пробить интересующий вариант по базам. Для этого есть платные и бесплатные сервисы. Следующий пункт — документы. Меньше сложностей, если собственник и продавец являются одним лицом. Не рекомендуется скупиться и на диагностические мероприятия. Подержанное авто может таить в себе скрытые дефекты, обнаружить которые при поверхностном осмотре просто невозможно. Идеальный вариант — посещение СТО. И нельзя забывать простое правило: если стоимость машины ниже рынка на 30%, то такое предложение лучше даже не рассматривать.