Вариатор или автомат: что лучше?

16.06.2023

Вариатор или автомат: что лучше?

Соотношение автомобилей с тем или иным типом трансмиссии разное в зависимости от страны. По данным «Автостат» в 2016 году доля новых легковых автомобилей, оснащенных автоматической коробкой переключения передач (АКПП или АТ), в России превысила 50%. И с тех пор эта цифра только растет. Конкуренцию им все чаще составляют модели с бесступенчатой трансмиссией (вариатором). Они пока не способны похвастаться такой же популярностью, как и авто с АКПП, однако их все чаще можно встретить на наших дорогах. 

В чем разница между коробками вариатор и автомат, и какому типу трансмиссии стоит отдать предпочтение при покупке машины? Разбираемся с принципом работы, достоинствами и недостатками, и выбираем самый надежный вариант.

Принцип работы вариатора (CVT)

Бесступенчатая трансмиссия или вариатор (в автомобилестроении — CVT) представляет собой механизм, в котором крутящий момент от двигателя передается на ведущий шкив и далее ведомому с помощью цепной или ременной передачи. Шкивы имеют коническую форму, и за счет перемещения стального ремня (цепи) вдоль их осей изменяются рабочие диаметры валов и как следствие — меняется передаточное отношение. Именно поэтому такую конструкцию называют бесступенчатой: передаточное отношение меняется плавно, и как таковые ступени с фиксированными значениями передачи крутящего момента отсутствуют. Исключение составляют гибридные модели, в которых наряду с вариатором применяется двухступенчатый редуктор. Также можно встретить решения, в которых за счет электроники имитируется переключение передач.

У вариатора нет ничего общего с механикой, а с АКПП его объединяет только работа в автоматическом режиме. При этом по внешнему виду последние типы трансмиссии отличить может только специалист.

Обслуживание CVT

Внутри корпуса бесступенчатой коробки передач находится трансмиссионная жидкость. Ее задачей является не только смазывание всех подвижных элементов, но и изменение своих характеристик в зависимости от созданного давления. Так, при повышении давления сила трения между ремнем и конусами возрастает, предотвращая проскальзывание передачи в месте контакта. 

Трущиеся детали являются источником металлических примесей, способных забить гидроблок, фильтры и радиатор. Поэтому каждые 60 тыс. км рабочую жидкость и фильтры необходимо полностью менять, очищать магнитные уловители, а все каналы — промывать под давлением. В противном случае из-за пригаров и отложений автоматика не сможет создавать необходимое давление жидкости, что приведет к быстрому износу коробки: на конусах и ремне появятся задиры, и как следствие — разрыв передачи и повреждение трансмиссии без возможности ее восстановления.

В зависимости от характера вождения каждые 120-150 тыс. км необходима замена ременной (цепной) передачи, а из-за неудовлетворительного состояния шкивов — шлифовка конусов.

Плюсы и минусы вариаторной коробки передач

Идеальных трансмиссий не бывает, и вариаторная коробка — не исключение из этого правила. Она обладает множеством достоинств, но и не лишена недостатков.

Преимущества:

  • простота управления. Водителю не нужно переключать передачи и выжимать сцепление, работает как АТ;
  • плавное изменение скорости. Переключение передач не ощущается, потому что их нет. И в этом состоит основная разница между вариатором и автоматом;
  • высокий КПД. Ведущий и ведомые шкивы имеют жесткое соединение, поэтому крутящий момент передается максимально эффективно, автомобиль лучше разгоняется. В среднем выигрыш составляет до 10% по сравнению с автоматическими коробками с гидротрансформатором;
  • экономия топлива. Расход меньше на 1-2 литра по сравнению с АКПП, что объясняется предыдущим достоинством.

Если речь идет о новых или автомобилях с пробегом до 30-40 тыс. км, то список достоинств может пополнить высокая надежность. При должном обслуживании и спокойной манере езды вариаторная коробка не доставляет хлопот. Для подержанных машин с такой трансмиссией ситуация обратная, потому что остаточный ресурс напрямую зависит от того, как за авто ухаживал прежний владелец.

Недостатки:

  • сложные ремонт и обслуживание. Из-за того, что конструкцию такого типа начали активно использовать в автомобильной промышленности только последние 10 лет, мастеров, способных починить и правильно обслужить вариаторную коробку в несколько раз меньше, чем специалистов по автоматическим трансмиссиям. Отсюда и более высокие затраты на все виды работ;
  • частая замена рабочей жидкости. Нарушение регламента по замене трансмиссионной жидкости фатально, и его необходимо делать чаще, чем в АКПП. Усложняет ситуацию то, что требуются специальные составы, которые стоят очень дорого. Замена на дешевые аналоги приводит механизм к выходу из строя;
  • повышенный износ. Привод необходимо менять каждые 120-150 тыс. км пробега;
  • сложная электроника. Примерно половина задач решается с помощью электронных систем, которые не всегда работают стабильно;
  • особые требования к манере вождения. Вариатор не любит резких стартов и торможений, при которых конусовидные шкивы и ременная передача испытывают колоссальные нагрузки.

Как отличить вариатор от автомата

Далеко не всегда удается отличить визуально одну трансмиссию от другой. Самый простой способ узнать, вариатор или автомат на машине — изучить техническую документацию. Наличие аббревиатуры CVT говорит само за себя. Если же там встречаются обозначения AT или A, то автомобиль оснащен автоматической коробкой переключения передач. То же можно сказать и про обозначения на корпусе агрегата.

Обозначения на коробке передач

Многое можно понять и по рычагу. В случае с вариатором, он часто имеет надпись CVT. Если обозначения нет, необходимо посмотреть на селектор. В случае с вариатором будут только режимы P, R, N, D и L.

И даже если внешне не удается определить тип трансмиссии, достаточно проехать пару километров, чтобы ощутить разницу. Если говорить про отличие вариатора от автомата простыми словами, то автомобиль с первым типом коробки будет иметь плавный монотонный разгон, лишенный каких бы то ни было рывков. Но и из этого правила есть исключения: гибридные модели, а также те, в которых имитируются переключения передач.

Автоматическая коробка передач (AT)

Конструкция у АКПП намного сложнее, чем у вариаторной коробки. Если описывать устройство автоматической трансмиссии коротко, то это агрегат, объединяющая в себе гидротрансформатор и коробку переключения передач. В состав первого входят насосное (соединено с валом двигателя) и турбинные колеса (соединено с валом КПП), а также реактор, который находится между ними. За передачу крутящего момента отвечает трансмиссионная жидкость, нагнетаемая лопастями насосного колеса и регулируемая реактором.

Для преобразования скорости вращения вал турбинного колеса соединен с многоступенчатой коробкой, в состав которой входит несколько планетарных редукторов. Ее работа построена на том же принципе, что и у МКПП, но вместо блокирующих муфт и синхронизаторов здесь установлены фрикционные пакеты. Они представляют собой несколько свободно вращающихся металлических колец, которые сжимаются под действием гидравлических толкателей в момент переключения передачи. За это отвечает электроника, которая регулирует работу масляного насоса.

Передачи переключаются в автоматическом режиме, избавляя водителя от необходимости их переключения. Плавность и своевременность переключения зависит от количества редукторов: их может быть четыре, пять, шесть и больше — а также настроек автоматики.

Обслуживание АКПП

Все элементы АКПП погружены в трансмиссионную жидкость (простыми словами, масло), которая циркулирует в системе, смазывая, очищая и охлаждая коробку передач. Постоянное изменение ее температуры, попадание частиц с фрикционных дисков и других подвижных частей конструкции, а также просто время — все это сказывается на вязкости и смазывающих свойствах. Поэтому утверждение о том, что в автоматах не нужно менять масло, и оно залито на весь срок службы коробки — просто миф. 

Проверять уровень жидкости и ее состояние следует минимум раз в год или каждые 15 тыс. км пробега. Через 60-80 тыс. км или раз в три года необходима замена рабочей жидкости. При активной эксплуатации автомобиля (езда по бездорожью, частые ускорения и торможения, пробуксовки) делать это рекомендуется еще чаще — раз в 40 тыс. км.

В зависимости от поведения АТ делают это путем полного или частичного вытеснения. Полное обслуживание включает промывку системы и замену всех фильтров. При наличии сбоев с переключением передач или выхода коробки из строя проводится компьютерная диагностика и меняются изношенные части механизма.

При своевременном обслуживании автомат может прослужить больше 400 тыс. км пробега без капитального ремонта — его ресурс в несколько раз больше по сравнению с CVT.

Плюсы и минусы автоматической коробки передач

Говорить однозначно о том, что АКПП лучше любых других агрегатов справляется со своими функциями, было бы неправильно. Несмотря на продуманную конструкцию и многолетний опыт эксплуатации в автомобилестроении, автомат, как и любой другой тип трансмиссии, обладает своими особенностями. Перечислим основные из них.

Преимущества:

  • легкое управление. Все переключения происходят автоматически и требуют от водителя только нажатия педали газа;
  • сохранение ресурса двигателя. Запрограммированное переключение передач и наличие промежуточного узла гидротрансформатора снижают риски чрезмерного износа мотора;
  • надежность. За работу агрегата примерно на 80% отвечает механическая часть, и только 20% — электроника;
  • исключение отката назад. При движении в гору отпущенная педаль газа не станет причиной того, что авто покатится назад, в отличие от вариатора, где нельзя убирать ногу с газа;
  • простота ремонта и обслуживания. Специалистов по АКПП можно найти в любом городе, все расходники есть в свободной продаже, представлен большой выбор трансмиссионной жидкости, которая дешевле той, что используется в CVT.

Недостатки:

  • потери КПД. Из-за особенностей конструкции и нежесткого сцепления валов эффективность передачи крутящего момента в среднем ниже на 10% по сравнению с механикой и вариатором;
  • повышенный расход топлива. Расход выше до 15% при движении по городу в сравнении с другими типами трансмиссий. Однако разница становится практически незаметной на трассе;
  • рывки при переключениях передач. Чем меньше ступеней, тем заметнее переключение между ними, что может доставлять дискомфорт;
  • динамические характеристики. Из-за необходимости переключения передач автомобиль с АКПП медленнее разгоняется, чем модели с другими коробками.

Вариатор или АКПП – что лучше и надежнее

Чтобы определиться с выбором, необходимо понимать, в каких условиях будет использоваться автомобиль. Если это размеренная езда по городу, то по уровню комфорта машины с автоматом не идут ни в какое сравнение с вариатором. Для более тяжелых условий, резких ускорений и торможений, движению по бездорожью лучше подходит АКПП.

По оценкам экспертов журнала «За рулем», за автомобилями с вариаторами будущее, и в ближайшее время половина новых машин будет оснащаться именно таким типом трансмиссии. Пока же при выборе между авто с вариатором и автоматом надежнее оказываются последние варианты. Просто потому, что они более распространенные, их дешевле обслуживать и ремонтировать.

На автопортале Mogo можно выбрать подходящий седан, хэтчбек, универсал или кроссовер с любой коробкой передач. Все представленные модели прошли комплексную диагностику и при своевременном обслуживании прослужат долгие годы. Их можно купить за полную стоимость или в лизинг, подобрав комфортные условия финансирования.