Как быстро научиться водить машину

15.06.2023

Как быстро научиться водить машину

Предстоит первый выезд с инструктором, и хочется быть максимально подготовленным к предстоящим испытаниям? Давно получили права, но успели забыть о том, как водить автомобиль? Думаете над тем, стоит ли идти учиться в автошколу или нет? Специально для этих случаев мы подготовили небольшой ликбез, позволяющий самостоятельно научиться ездить на машине с нуля. Наша основная задача — доказать, что все не так сложно и страшно, как может показаться. Всю представленную в статье информацию рекомендуется сразу же закреплять практикой вождения.

Как научиться ездить на механике

В большинстве автошкол уроки вождения преподаются на машинах с механической коробкой переключения передач (МКПП). Сделано это не случайно. Если научиться водить авто на механике, то последующее управление автомобилем с автоматической трансмиссией покажется очень простым. Водитель в этом случае получает универсальные навыки. Если представить обратную ситуацию, то придется долгое время привыкать к особенностям управления авто с МКПП.

Автомобили с МКПП требуют от неопытного водителя большего внимания к управлению: до тех пор, пока все не начнет получаться машинально. На это может уйти некоторое время, поэтому важно не задумываться над знаками, разметкой, преимуществом на дороге — правила ПДД должны быть выучены в первую очередь.

Чтобы новичку научиться ездить на механике, нужно запомнить расположение педалей. Левой ногой всегда нажимается крайняя левая педаль сцепления, правая отвечает за две остальные: тормоз посередине и газ справа. Больше всего сложностей возникает с работой сцеплением. В нажатом положении оно отсоединяет коробку переключения передач от двигателя, и выжимать сцепление нужно при каждом взаимодействии с рычагом КПП.

Как завести машину

Зеркала и сиденье настроены под себя, ремень пристегнут — можно заводить авто. Последовательность действий:

  • рычаг КПП. При запуске мотора должен быть в нейтральном положении;
  • сцепление и тормоз. Обе педали нажимаются до упора — необходимо выработать такую привычку до автоматизма, ниже объясним, почему;
  • ключ зажигания. Поворачивается до момента загорания лампочек на приборной панели, и через 2-3 секунды дальше — до старта двигателя;
  • тахометр. Стрелка в положении, отличном от нулевого, означает, что мотор работает.

После запуска двигателя сцепление можно отпустить. Выжимание сцепления на этом этапе необходимо для страховки от случаев, когда рычаг КПП забыли переключить в нейтральное положение — это случается очень часто. Стояночный тормоз должен находиться в активном положении, препятствующим движению автомобиля. Если авто эксплуатируется в условиях суровой зимы, ручник примерзает и его трудно использовать, то необходимо всегда запускать двигатель при нажатой педали тормоза.

Как правильно трогаться

Чтобы научиться ездить уверенно на машине, важно отработать старт с места до автоматизма. Для этого нужно много свободного места, поэтому лучше всего тренироваться на пустой парковке. Если пространство ограничено, следует позаботиться о том, чтобы спереди и позади машины было минимум 10 м до любого препятствия.

Двигатель заведен, рычаг переключения передач в нейтральном положении, стояночный тормоз активен.

Чтобы начать движение, нужно предварительно поработать педалью газа, наблюдая за показаниями тахометра. Важно зафиксировать положение педали, при котором стрелка будет находиться в районе 1,5 тыс. об/мин. Если сильно нажать на газ при старте, то автомобиль резко сорвется с места, если недостаточно, то этого может не хватить при движении по неровной дороге или в гору.

Дальнейшие действия:

  • нажать педаль сцепления до упора;
  • включить первую передачу;
  • снять машину с ручника и быть готовым к нажатию на педаль тормоза, если машина покатится;
  • плавно нажать на педаль газа, одновременно отпуская педаль сцепления до его срабатывания — автомобиль поедет вперед;
  • зафиксировать ногу на педали сцепления в положении его срабатывания на 2-3 секунды;
  • полностью отпустить педаль сцепления, регулируя скорость движения педалью газа.

Переключение передач

Чтобы хорошо водить машину на механике без рывков и не отвлекаясь на особенности работы автомобиля, важно уметь работать сцеплением и чувствовать обороты двигателя. По сцеплению правило простое: нажимать до упора и никогда не бросать. Чувствовать двигатель на первых порах помогут показания тахометра — переключение передач осуществляется при достижении стрелки значения 2,5 тыс. оборотов. В дальнейшем можно будет ориентироваться по звуку мотора.

Отработка переключения передач в движении:

  • убедиться, что при нажатии педали газа стрелка на тахометре находится рядом с 2,5 тыс. оборотов;
  • полностью выжать сцепление, параллельно отпуская газ;
  • переключить передачу;
  • отпуская сцепление, нажимать на газ.

Передачи при разгоне повышаются последовательно от первой до последней. Научиться самостоятельно понижать передачу можно, ориентируясь на текущую скорость (км/ч):

  • до 20 — первая;
  • до 40 — вторая;
  • до 60 — третья;
  • до 80 — четвертая;
  • выше — пятая.

Как тормозить

В отличие от педали сцепления, тормоз выжимают резко только в случае экстренного торможения. Если необходимо снизить скорость, то отпускают педаль газа и понижают передачу, если притормозить или остановиться — выжимают сцепление и постепенно увеличивают давление на педаль тормоза.

После полной остановки передачу переключают в нейтральное положение, отпускают сцепление, активируют ручник и только после этого убирают ногу с тормоза.

У каждого авто своя чувствительность педали тормоза. Чтобы прочувствовать работу тормозной системы и не бояться заглохнуть при резком торможении, необходимо практиковаться на свободной парковке или пустой дороге. Можно поставить пластиковые бутылки в качестве ориентира препятствия и отработать сценарии с резким и плавным торможением до полной остановки.

Преимущества обучения на автомобиле с МКПП

До 2023 года в Беларуси можно было обучиться вождению и сдать на права управления транспортным средством только с механической коробкой передач.

Преимущества такого подхода:

  • универсальность. Водитель, освоивший механику, без проблем пересаживается на авто с АКПП. Если же обучаться на автомате, то управлять машиной на МКПП нельзя до получения соответствующих прав;
  • максимальный контроль. Механическая коробка дает возможность лучше чувствовать автомобиль, она проще и дешевле в обслуживании, позволяет заводиться с толкача.

Единственным недостатком обучения на механике с нуля является высокая сложность: до выработки автоматизма в действиях водителю приходится одновременно следить за дорожной ситуацией, соблюдать правила и не забывать об особенностях управления. Часто новички глохнут на светофорах, сильно устают в пробках и плотном потоке машин. Чтобы уверенно научиться вождению на авто с МКПП, необходимы годы практики.

Как научиться ездить на автомате

В отличие от автомобилей с МКПП, на моделях с АКПП имеется всего две педали: газ и тормоз. Работать сцеплением здесь не нужно, а все, что требуется — изучить позиции рычага селектора и правильно его использовать. Благодаря этому нужно гораздо меньше времени, чтобы научиться водить машину.

Необходимо запомнить следующие моменты:

  • газ и тормоз нажимаются только правой ногой — левая всегда находится на специальной площадке;
  • запуск двигателя производится в положении селектора P — паркинг;
  • режимы D или его модификации переключаются непосредственно перед движением;
  • для движения задним ходом используют режим R — после полной остановки машины;
  • нейтральное положение N активируют, чтобы отбуксировать машину на расстояние до 50 км на малой скорости.

Чтобы запустить двигатель, нужно нажать на педаль тормоза и повернуть ключ (нажать на кнопку). После этого тормоз можно отпустить.

Чтобы тронуться с места, необходимо нажать на педаль тормоза, переключиться в режим D и постепенно отпустить тормоз — автомобиль покатится вперед. Нажатие газа позволяет увеличить скорость. Аналогично с движением назад в режиме R.

Для торможения достаточно плавно нажать на тормоз, для снижения скорости — отпустить газ.

При парковке после полной остановки рекомендуется с зажатой педалью тормоза активировать стояночный тормоз, отпустить педаль и только после этого перевести рукоять селектора в положение P.

Преимущества автоматической коробки передач

По данным Автостат за 2022 год, в России продано 54% новых автомобилей, оборудованных автоматической трансмиссией. В Беларуси ситуация аналогичная — с каждым годом механика отходит на второй план, и не за горами время, когда она останется только на очень старых или спортивных авто.

Достоинства обучения на АКПП:

  • низкий порог вхождения. На автомобиле с АКПП проще обучаться женщинам и пожилым людям;
  • больше внимания дороге. Не нужно отвлекаться на управление КПП, что сокращает вероятность ДТП;
  • меньше стресса и больше удобства. Автомат не заглохнет, а передвижение в пробках и плотном потоке машин намного комфортнее.

Если не принимать в расчет большие расход топлива и затраты на обслуживание автоматической трансмиссии, то единственным недостатком для начинающего водителя является то, что пересесть с такого авто за руль машины с МКПП можно только после сдачи экзамена в ГАИ.

Учимся чувствовать габариты автомобиля

Самая сложная задача для начинающего водителя — научиться чувствовать размеры авто. Это необходимо, чтобы без аварий маневрировать в потоке машин, парковаться на ограниченном участке и заезжать в гараж. Первые навыки можно получить на пустой парковке с дорожной разметкой. 

Полезные уроки:

  • чтобы понимать реальное расположение колес, с помощью скотча нанесите соответствующие метки на ветровое стекло;
  • положите на дороге смятую бутылку или жестяную банку и постарайтесь проехать по ней сначала левыми, а затем правыми колесами;
  • разместите на площадке несколько бутылок и потренируйтесь парковаться к ним впритык: сзади, спереди и по бокам;
  • установите конусы или бутылкой змейкой так, чтобы образовалась узкая извилистая дорога и старайтесь проехать по ней, не сбивая ограждения;
  • отрабатывайте парковку рядом с бордюром: передом, задом и боком — с двух сторон.

Главное при выполнении упражнений не вытягивать шею и не пододвигаться вплотную к рулю, а ориентироваться только по зеркалам.

В заключение

Быстрого способа научиться вождению автомобиля не существует — опыт нарабатывается с практикой. Потратьте как можно больше времени на маневрирование по свободной парковке, а затем постепенно выезжайте на незагруженные участки дорог. Первые поездки по городу лучше совершать ночью или ранним утром. Постепенно страх уйдет, и машина станет неотъемлемой частью вашей жизни.