устройство авто

Обзор современных функций в автомобилях

15.05.2024

Обзор современных функций в автомобилях

Еще несколько десятилетий назад автомобили заводили пусковой рукояткой — сегодня это можно сделать на расстоянии, нажав кнопку на ключе. Прогресс не стоит на месте: каждый год появляются новые системы, повышающие комфорт и безопасность дорожного движения. Рассказываем, какие функции есть в автомобиле возрастом до 10 лет, для чего они необходимы и как работают.

ABS

При резком торможении и удержании педали тормоза колеса в старых машинах блокируются и скользят по дороге. Это приводит к потере управляемости и невозможности объехать препятствие. Чтобы такого не произошло, современные автомобили оснащают антиблокировочной системой (ABS, АБС). Она заставляет колеса крутиться даже при полностью нажатой педали тормоза, предоставляя водителю возможность сохранить безопасную траекторию. Для этого система автоматически изменяет давление тормозной жидкости, уменьшая и увеличивая его до 20 раз в секунду. Именно поэтому при сработавшей АБС педаль тормоза вибрирует.

Антиблокировочная система относится к основным функциям активной безопасности. С 2004 года ее устанавливают на все новые машины в ЕС, с 2012 года — в США.

ESP

Дорожное покрытие не всегда однородно. Просчитать, как именно поведет себя автомобиль на том или ином участке не всегда возможно. Разница в сцеплении колес может привести к потере его управляемости. Система курсовой устойчивости (ESP) призвана обезопасить водителя от потери управления при разгоне, торможении и прохождении поворотов.

В состав ESP входят датчики скорости вращения колес, поворота машины вокруг своей оси, угла поворота руля, ABS и электронный блок управления (ЭБУ). Курсовая устойчивость при совершении маневров в сложной дорожной обстановке сохраняется за счет возможности ESP притормаживать каждое из колес по отдельности.

TCS (ASR)

При разгоне автомобиля и прохождении поворотов возможны ситуации, когда ведущие колеса попадают на участок дороги с худшим сцеплением. Это может вызвать их пробуксовку и как следствие — скольжение, потерю управляемости и уход автомобиля в занос. Чтобы такого не произошло, на современные машины наряду с антиблокировочной системой устанавливают противобуксовочную или систему противоскольжения — TCS или ASR. Она работает в связке с ABS и ESP.

С помощью установленных на колесах датчиков ЭБУ постоянно оценивает скорость вращения ведущих и ведомых колес: если первые крутятся быстрее вторых, это расценивается как потеря сцепления. При срабатывании TCS ЭБУ принудительно замедляет вращение ведущих колес. Такая функция автомобиля особенно полезна при движении по мокрому и обледеневшему покрытию.

Старт-стоп

Работа двигателя на холостом ходу наносит вред окружающей среде, не принося при этом ощутимой пользы водителю. Она же негативно сказывается на расходе топлива. Выход из ситуации — глушить мотор в большинстве случаев, когда не происходит движение автомобиля. Это позволяет сделать система «старт-стоп». Она автоматически выключает двигатель в пробках и на светофоре, позволяя экономить от 5 до 10% топлива. Двигатель вновь запускается при нажатии на педаль сцепления или отпускании тормоза.

По умолчанию в автомобилях, оборудованных системой «старт-стоп», она включена. При необходимости ее можно выключить — это входит в функцию кнопки «старт-стоп».

Климат-контроль

Постоянно включать и выключать отопитель в автомобиле зимой не очень удобно. То же касается управления кондиционером в жару. Климат-контроль справляется с этими задачами точнее, практически не требуя от человека участия. Нужно только установить необходимую температуру, и эта машина сама охладит или нагреет воздух в салоне до нужной температуры и, что самое важное, будет стремиться поддерживать ее на заданном уровне.

Системы климат контроля бывают одно-, двух-, трех- и четырехзонными. Количество зон определяет возможность задать нужную температуру в разных частях салона автомобиля.

Круиз-контроль

Длительные поездки по трассе с чередованием подъемов и спусков требуют от водителя постоянного контроля над педалью газа. Это может вызывать определенный дискомфорт. Вождение становится гораздо приятнее с функцией поддержки скорости, которую называют круиз-контролем, автоспидом или автодрайвом. Чтобы она работала, достаточно разогнаться до необходимой скорости и включить круиз-контроль. После этого ногу с педали газа можно убирать — автомобиль будет автоматически поддерживать заданную скорость независимо от рельефа. Это не только повышает удобство, но и за счет более равномерной скорости без разгона и торможения снижает расход топлива.

Отключается система при первом же нажатии на тормоз, выжиме сцепления (переключении на нейтраль), двойном нажатии педали газа или ручном отключении кнопкой на руле или рычаге. Так работают пассивные системы: добавляют газ или тормозят двигателем, обеспечивая заданный водителем скоростной режим. Бывает и адаптивный круиз-контроль. В этом случае система считывает дистанцию до машин, движущихся впереди, и может автоматически управлять тормозом.

Автохолд

Остановившись в пробке или на светофоре на дороге, имеющей уклон, придется постоянно удерживать педаль тормоза или активировать ручной тормоз. На некоторых современных автомобилях, оснащенных электромеханическим ручным тормозом, имеется функция Auto Hold. Она отвечает за удержание автомобиля на месте: автоматически включает электронный ручной тормоз при каждой остановке. Как только водитель продолжает движение, блокировка сразу же снимается. Это обеспечивается путем совместной работы электронного «ручника», электропривода, ЭБУ и ABS.

GPS

Многие автомобили уже с завода оснащены спутниковыми системами навигации. GPS и Глонасс навигаторы, а также специальное программное обеспечение помогают строить оптимальный маршрут не только с учетом дальности поездки, но и после оценки актуальной дорожной обстановки. Например, современные функции навигаторов могут избавить от необходимости в простаивании в пробках. А еще, в отличие от бумажных карт, системы навигации всегда подскажут о наличии поблизости заправок, СТО, больницы или кафе.

Синхронизация телефона и автомобиля

Hands Free

ПДД запрещают водителю разговоры по телефону во время движения на авто. При нарушении придется заплатить штраф до 2 базовых. Это правило легко объяснить: рука, удерживающая телефон, равно как и сам разговор не способствуют концентрации внимания и не гарантируют максимальный контроль над машиной.

Что же теперь, всегда созваниваться, припарковавшись на обочине? Вовсе необязательно, ведь можно установить дополнительную функцию Hands Free. Проще говоря, это громкая связь, но внутри авто. Телефон подключается к системе через Bluetooth, обеспечивая обратную связь: можно управлять смартфоном с дисплея мультимедийной системы или с помощью голосового управления.

Follow me Home

Как не попасть в лужу или яму после парковки ночью в неосвещенном дворе? Брать с собой фонарик для того, чтобы преодолеть сто метров от машины до подъезда вовсе необязательно. На выручку приходит функция Follow me Home или «проводи меня домой», которая есть в большинстве современных автомобилей. Ее суть проста: после активации Follow me Home фары ближнего или дальнего света продолжают гореть некоторое время, обычно 30 секунд. Самый распространенный вариант активации — моргание дальним светом после глушения двигателя и выхода из машины.

Иммобилайзер

Защитить автомобиль от угона можно несколькими способами. Например, оставлять его на охраняемой парковке или установить надежную сигнализацию. А можно сделать так, что без оригинального ключа машина просто не заведется. Эту функцию выполняет иммобилайзер — электронная система, позволяющая запускать двигатель только тогда, когда специальный чип передает правильный сигнал на ЭБУ. В противном случае цепь управления зажиганием разрывается и мотор глохнет.

В современных моделях иммобилайзера распознавание владельца осуществляется на расстоянии до 5 метров с помощью бесконтактной метки. Секрет защиты от угона кроется в скрытой установке блока иммобилайзера. Иногда о том, где он находится, не знают даже сами водители.

Автопилот

Разработки беспилотных автомобилей активно ведутся последние 20 лет. Если в 2015 году к автопилоту в автомобилях относились скептически, то сегодня такую опцию можно часто встретить в Tesla и других продвинутых машинах. Они способны ездить с минимальным участием водителя не только по американским дорогам, но и в странах СНГ — инновациям не страшны не всегда идеальное покрытие и неразбериха на дороге. Интеллектуальная система использует датчики, камеры и лидары. На основе полученной информации и заданного маршрута строится оптимальная траектория движения.

Спать за рулем пока нельзя — автопилот остается вспомогательной, а не основной функцией. Наличие водителя обязательно.

Вместо заключения

Мы рассмотрели наиболее интересные функции, которые можно встретить в современных автомобилях: от распространенных вроде ABS до таких экзотических как автопилот. Некоторые из них можно установить дополнительно на любую машину в качестве опции, другие доступны только для ограниченного числа моделей.

При выборе своего идеального автомобиля важно учесть не только его технические характеристики, но и финансовые возможности. Если вы только планируете приобрести автомобиль, вы можете воспользоваться лизингом Мого. Приобрести машину в лизинг просто - достаточно выбрать автомобиль и оставить заявку на нашем сайте. Мы ответим вам в течение 15 минут, получить деньги и оформить договор лизинга можно в течение одного дня. Это предоставит вам возможность наслаждаться всеми современными функциями автомобиля без лишних финансовых забот.